TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

23

07/2025

Портрет художника

10 июля в «Классике» открылась выставка кинешемского художника Бориса Козлова. В начале экспозиции — автопортрет мастера. Худощавое лицо, резко очерченные скулы, взгляд, полный грусти… Другие штрихи к портрету художника добавили гости выставки.

Планы нашей художественной галереи расписаны на несколько сезонов вперед, и о персональной выставке в «Классике» ее куратор Вера Коровина договорилась с Борисом Козловым еще год назад. К большому сожалению, художник ушел из жизни в 2024 году, и открывшуюся выставку организаторы посвятили его памяти. Вечер начался с минуты молчания.

Во многом эта выставка состоялась благодаря поддержке людей, которые предоставили из своих собраний работы Бориса Козлова. Это руководитель проекта «Холст. Масло» Татьяна Бердникова, художник и коллекционер Эдуард Донцов, с которым «Классика» создала много выставок, заслуженный художник РФ Александр Климохин, кинешемка Людмила Костылева, директор Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского Наталья Суркова и сотрудница «НТЦ Консультант» Ольга Тихомирова. Им, а также писателю и журналисту Дмитрию Фалееву, написавшему вступительную статью о художнике для буклета к выставке, были вручены благодарственные письма.

Борис Козлов — потрясающий живописец. Его стиль характеризуют смелые, размашистые, энергичные мазки, цветовая гамма, создающая эффект движения. Так написаны волжские пейзажи, натюрморты с самоварами, фруктами или цветами, портрет актера, сцены городской и деревенской жизни. Картина «Встреча паровоза» участвовала в выставке, посвященной транспорту, на ивановском железнодорожном вокзале.

«Выставка показывает, что художник живет вечно в своих работах, — сказал в своем слове председатель Ивановской городской Думы Александр Кузьмичев. — Работы Бориса Козлова очень живые, прекрасно передают чувство движения, радуют насыщенными красками». Александр Станиславович выразил благодарность организаторам выставки и отметил важность проектов «Классики», которые становятся яркими событиями культурной жизни Иванова.

Борис Козлов окончил Ивановское художественное училище, а затем знаменитую Строгановку. На открытии присутствовал его однокурсник по училищу художник Андрей Федоров. Он поделился воспоминаниями о Борисе Ивановиче. Они подружились сразу, несмотря на то, что Борис был старше на 9 лет. Отец Андрея, заслуженный художник РСФСР Вячеслав Федоров сразу разглядел в нем «человека с возрожденческим мышлением», его цельное представление о мире. Борис Иванович был очень скромным человеком и часто не оценивал высоко свои работы. Он жил совсем не богато, нередко нуждался, при этом ни у кого ничего не просил, многие годы ухаживал за своей матерью.

С большой теплотой вспоминали художника и другие гости вечера. «Это был очень спокойный человек, приятный в общении, — рассказала Наталья Суркова. — Я до сих пор вижу его одиноко сидящим в верхнем фойе театра и пишущим свои картины. Мы организовывали выставки его работ. В коллекции театра есть его картины. Одна из них представлена здесь, на выставке, — это портрет заслуженного артиста РФ Евгения Чудецкого».

Эдуард Донцов с сожалением отметил, что не был знаком при жизни с Борисом Ивановичем, но рад, что открыл его творчество для себя. «Хотелось бы пообщаться с ним, узнать его мировоззрение. Это очень большой художник. Он создавал шедевры. Порой думаешь: надо так же написать. Но так не напишешь!»

Дмитрий Фалеев не был близко знаком с Борисом Козловым, они виделись всего три раза. В одну из встреч Дмитрий Михайлович задал ему несколько вопросов, которые подготовил для интервью с ивановскими художниками. На открытии выставки он зачитал его ответы. Хочется завершить статью этим интервью (в сокращении), где Борис Козлов говорит от первого лица.

— Что Вы ощущаете во время работы над картинами?

— Разные бывают периоды во время работы. Невозможно всегда находиться на подъеме. Когда проникся каким-то мотивом, много классических поводов и подсказок дается из истории искусства. А когда вырабатываешься, ты уже не помнишь, отключаешься от этого. Идешь интуитивно, сознательно, тебя захлестывает, и возникают собственные находки. Мне не очень нравится слово вдохновение, но, может, это и есть вдохновение, когда всё складывается в одну точку. Всё, что ты нажил за эти годы. Может, это отчасти просто счастливое стечение обстоятельств: когда ты здоров, у тебя много красок, пальцы не мерзнут, мотив нашел удачный… От этого очень бывает радостно.

— Как рождается замысел?

— Я, как пейзажист, часто нахожу мотивацию в природе, извлекаю замысел из того, что вижу, и из того, как это связано с моим настроением. Могу писать березы или липы, а сам думать о своей судьбе, своих близких. Замысел – это то, что тебя волнует. Что-то облюбовал, на чем-то сконцентрировался… Я многие годы ходил в реалистах, и вдруг мои замыслы улетели в абстракцию. У меня началась серия, которую я называю «Африка». Пикассо много взял из африканского искусства, а я взял и у Африки и у Пикассо. Мне самому было странно, что эта серия у меня появилась. Она, кстати, возникла в 2020 году, во время пандемии, когда ситуация стала нестандартной... Происходящее толкало от созерцательности непосредственной, живой натуры в сторону более сильных подключений и раздумий о вечном…

— Что для Вас означает хорошая картина?

— Хорошая картина — совершенная, завершенная… На ней все высказано, она тебе нравится. Как автор ты не видишь заноз, которые бы тебя кололи. Некоторые, правда, нарочно стараются писать «позанозистее», провоцировать, но хорошая, гармоничная работа просто раз — и удовлетворяет. Никаких к ней вопросов. Она всё сказала, и ты всё сказал.

Алина ТУРКАНОВА

Яндекс.Метрика